Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
«Звук [Ч] и буква Ч»
Цель: ознакомление детей со звуком [ч] и буквой Ч.
Задачи: закрепить четкое произношение звука (ч); совершенствовать умения давать акустическую характеристику звуку; закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов –чик, -чек, -чок; развивать мелкую и общую моторику.
Оборудование: мяч, предметные картинки, счетные палочки, цветные фишки (зеленые, синие, красные), тетради, карандаши.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Воспитатель: ребята, послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней:
«Чебурашка чашку чая черепашке наливает»
Дети: чаще всего слышится звук [ч].
Воспитатель: сегодня мы познакомимся со звуком [ч] и буквой Ч. Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите этот звук.
Дети: ч-ч-ч.
Воспитатель: звук [ч] можно пропеть?
Дети: звук [ч] нельзя пропеть, потому что он согласный.
Воспитатель: молодцы, положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ч]. Наше горлышко спит или работает?
Дети: горлышко спит.
Воспитатель: если горлышко спит, значит звук [ч] какой?
Дети: звук [ч] глухой.
Воспитатель: а еще звук [ч] всегда мягкий, охарактеризуйте звук [ч].
Ребенок: звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.
Основная часть
- «Поймай звук»
Воспитатель: сейчас мы с вами будем ловить звук [ч], приготовьте свои ладоши, я буду произносить звуки, слоги, слова, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч]:
ч, с, ч, т, ч, ч, п, к, ч
ча, па, чу, ти, чи
мяч, палка, почка, чайник, тигр, очки.
- «Найди картинку со звуком [ч]»
Воспитатель: ребята, я приглашаю вас на поиски слов со звуком [ч]. Посмотрите, по всей группе лежат картинки, но не во всех названиях встречается звук [ч]. Вам нужно взять только те картинки, в названии которых есть звук [ч] (ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).
Воспитатель: Будь внимательным, смотри-
Слово со звуком [ч] назови
И место звука в слове укажи.
Дети называют слово и указывают, где находится звук [ч].
Воспитатель: отлично справились с заданием, придумайте свои слова со звуком [ч].
Дети называют слова.
- «Скажи ласково»
Воспитатель: как много слов вы придумали! Становитесь все в круг, поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом)
Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по очереди, поймавшему мяч нужно назвать «полученное» слово ласково: (стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк, птица)
Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)
Я по улице гулял, галок и ворон считал.
Рот открыл. Смотрю я в небо.
Вправо-влево, здесь я не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Крылья вверх! Крылья вниз!
Только слышен ветра свист!
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
- «Знакомство с буквой Ч»
Воспитатель: вы помните, с каким звуком мы сегодня познакомились?
Дети: мы познакомились со звуком [ч].
Воспитатель: какой буквой обозначается звук [ч] на письме?
Дети: звук [ч] обозначается буквой Ч.
Воспитатель: вот так выглядит буква Ч, выложите букву из счетных палочек. Какая буква у вас получилась?
Дети: буква Ч.
Воспитатель: выложите справа от буквы Ч букву А.
Дети выкладывают и читают получившийся слог ЧА.
Воспитатель: Лиза, какой первый звук в слоге?
Лиза: первый звук [ч].
Воспитатель: какой второй звук?
Лиза: второй звук [а].
Воспитатель: ребята, если звук [а] заменить на звук [у] какой слог получится?
Артур: получится слог ЧУ.
Воспитатель: замените букву А, на букву У.
Воспитатель: Артем, прочитай, какой слог получился.
Артем: читает - получился слог ЧУ.
Воспитатель: поменяйте буквы местами, положите букву У слева от буквы Ч. Даниил, какой слог теперь получился?
Даниил: получился слог УЧ.
Воспитатель: Вика, кокой слог у тебя получился?
Вика: читает - УЧ.
Воспитатель: давай все вместе прочитаем…
Все дети хором читают УЧ.
Воспитатель: выложите слева от буквы У букву Л. Катя, какое слово у тебя получилось.
Катя: ЛУЧ.
Воспитатель: Алеша, у тебя какое слово получилось?
Алеша: ЛУЧ.
Воспитатель: сколько слогов в слове ЛУЧ.
Дети: один слог.
Воспитатель: сколько звуков в слове луч?
Дети: в слове ЛУЧ три звука.
Воспитатель: возьмите цветные фишки и выложите схему слова ЛУЧ.
Дети выкладывают схему слова.
Воспитатель: Полина, какой первый звук?
Полина: первый звук [л], он согласный, твердый, обозначается синим цветом.
Воспитатель: Артем, какой второй звук?
Артем: второй звук [у], он гласный, обозначается красным цветом.
Воспитатель: Дима, какой третий звук в слове ЛУЧ?
Дима: третий звук [ч], он согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
- «Волшебники»
Воспитатель: ребята, предлагаю вам побыть немного волшебниками и из маленькой точки сделать большую тучку.
На доске две картинки - точка и тучка.
Воспитатель: напишите в тетрадях слово ТОЧКА.
Воспитатель: как же нам теперь точку превратить в тучку?
Дети: … (предлагают свои варианты).
Воспитатель: (если никто из детей не догадывается, логопед дает подсказку) я вам дам подсказку – какой звук надо изменить в «точке», чтобы получилась «тучка»
Дети: звук [о] надо заменить на звук [у], получится слово ТУЧКА.
Один ребенок выходит к доске и записывает слова, остальные дети пишут эти слова в тетрадях.
Воспитатель: придумайте предложение со словом ТУЧКА и нарисуйте схему этого предложения.
Дети придумывают предложения и рисуют схему у себя в тетради.
Подведение итогов.
Воспитатель: молодцы, ребята, с каким звуком и буквой мы познакомились?
Дети: мы познакомились со звуком [ч] и буквой Ч.
Воспитатель: на этом мы с вами заканчиваем, но прежде чем вы пойдете играть назовите слова со звуком [ч]. |